Трансмиссионное масло (ТМ) — это специальный вид масла, который используется для смазки и защиты внутренних деталей трансмиссии автомобиля. Трансмиссия — это система передачи крутящего момента от двигателя к колесам. ТМ не только смазывает детали трансмиссии, но и выполняет важные функции, такие как охлаждение, защита от коррозии и уменьшение шума и вибрации. Классификация и маркировка ТМ зависят от типа трансмиссии и требований производителя автомобиля.
Виды трансмиссионных масел
По типу базового масла
По типу базового масла можно выделить 3 типа трансмиссионных масел:
По сфере применения
Трансмиссионные масла бывают разных типов в зависимости от сферы применения, их можно разделить на несколько групп:
- Масла для механических трансмиссий (MTF) — используются в механических коробках передач, которые имеют ручную или педальную передачу.
- Масла для автоматических трансмиссий (ATF) — используются в автоматических коробках передач, которые переключают передачи автоматически.
- Масла для вариаторов (CVT) — используются в трансмиссиях с вариатором, который позволяет бесступенчато изменять передаточное отношение.
- Масла для роботизированных трансмиссий (DSG) — используются в роботизированных коробках передач, которые имеют роботизированную механическую передачу.
- Масла для раздаточных коробок (T-case) — используются в раздаточных коробках, которые переключают режимы передачи на задние и передние колеса.
Каждый из этих типов масел имеет свои особенности и требования к свойствам, поэтому выбор масла должен быть сделан в соответствии с требованиями производителя автомобиля и конкретной модели трансмиссии.
Функции трансмиссионного масла
Основные функции трансмиссионных масел:
- Устранение износа трущихся поверхностей.
- Предотвращение образования ржавчины на трущихся поверхностях.
- Снижение трения, повышение износостойкости деталей.
- Вытеснение из зоны трения продуктов износа деталей (шлаков, нагара, окалин и др.).
- Промывка деталей и узлов трансмиссии.
- Защита от коррозии. При этом смазочный материал должен обладать антикоррозионными свойствами. Поддержание смазочных свойств в течение всего срока службы.
- Повышение эффективности работы трансмиссий.
- Увеличение срока эксплуатации агрегатов трансмиссии за счет снижения износа трущихся деталей.
Для того чтобы избежать преждевременного износа деталей, необходимо соблюдать периодичность замены масла. Она зависит от условий, в которых эксплуатируется автомобиль, и от пробега. Однако даже при идеальном уходе за автомобилем не следует забывать, что это все-таки транспортное средство, которое периодически нуждается в обслуживании.
Свойства трансмиссионного масла
Для того чтобы масло лучше смазывало зубчатые передачи, в него добавляют присадки. Присадки – это вещества, которые улучшают свойства масла.К ним относятся антиокислительные присадки, противоизносные присадки и др. Антиокислительными присадками с давних пор пользуются производители масел.
Они уменьшают или полностью устраняют способность масла окисляться. При работе в масле происходит окисление, а это приводит к снижению его свойств. Из-за окисления масла происходят изменения в его структуре.
Классификация трансмиссионных масел
Рассмотрим существующие виды классификаций трансмиссионных масел.
Классификация API
По системе API классы масел различаются по качеству. Это значит, что чем выше класс масла, тем лучше оно противостоит износу и хуже — силам трения. Также масла разных классов имеют различную вязкость. Это означает, что масла одного класса не могут полностью заменять друг друга.
Классификация трансмиссионных масел по системе API (American Petroleum Institute) представлена в таблице ниже:
Класс API (допуски) | Описание |
---|---|
GL-1 | Минеральные масла для механических коробок передач без требований к эксплуатационным свойствам |
GL-2 | Минеральные масла для механических коробок передач с умеренной нагрузкой |
GL-3 | Минеральные масла для механических коробок передач с высокой нагрузкой |
GL-4 | Минеральные масла для механических коробок передач с высокой нагрузкой, улучшенной защитой от износа и коррозии |
GL-5 | Минеральные масла для механических коробок передач с очень высокой нагрузкой, содержащие присадки для защиты от износа, коррозии и окисления |
GL-6 | API GL-6 был признан устаревшим в 1995 году и больше не используется, поскольку класс API GL-5 считается достаточным для удовлетворения самых жестких требований. Когда API GL-6 еще использовался, он обозначал масла для очень тяжелых условий, включая высокие скорости скольжения и значительные ударные нагрузки. Эти масла содержали до 10% высокоэффективных противозадирных присадок. В 2011 году по крайней мере одна компания предлагала новое масло API GL-6 на основе полиольного эфира, преимущественно для гоночных приложений. Применение ограничивается некоторыми типами ручных передач, но можно ожидать улучшения в BSFC около 5% в стандартных погодных и водительских условиях и до 15-20% в холодных экстремальных условиях (например, в Арктике). |
MT-1 | Масла для механических коробок передач с улучшенными эксплуатационными свойствами, предназначенные для снижения износа и увеличения срока службы |
TO-4 | Масла для гидравлических систем и трансмиссий в тяжелых условиях эксплуатации, содержащие присадки для увеличения срока службы |
Классификация трансмиссионных масел по ГОСТ
Согласно ГОСТ у, трансмиссионные жидкости классифицируют по группам по нагруженности коробки передач, по вязкости и по уровню эксплуатационных свойств. По нагруженности коробки передачи трансмиссионное масло должно соответствовать следующим группам:
- для коробок передач с передаточными числами в пределах от 4,27 до 7,0 – группа «А»; с передаточными отношениями более чем 7,0 и до 10,9 – группа «2»;
- с передаточным числом свыше 10,9 и до 14,0 – группа «1»; с передачами выше 14,0 – «0». По вязкости трансмиссионная жидкость подразделяется на следующие группы:
- группа «В» – для коробок передач со скоростями включения до 10 %, т. е. для скоростей включения до 70 км/ч;
- группа «С» – для скоростей включения свыше 10 %, но не более 60 %;
- группа «D» – для скорости включения свыше 60 %, но не менее 40 %.
Классификация по степени вязкости — маркировка SAE
По степени вязкости SAE подразделяются на летние (80, 85, 90, 140 и 260) и зимние (70W, 75W, 80W и 85W). При выборе трансмиссионного масла необходимо учитывать, что для работы в зимних условиях, т. е. при низких температурах, применяют трансмиссионные масла, имеющие низкую вязкость, а для работы летом – масла с высокой вязкостью.
Класс SAE | Расшифровка | Минимальная рабочая температура | Максимальная рабочая температура |
---|---|---|---|
75W | Масла с низкой вязкостью при низких температурах и стабильной вязкостью при высоких температурах, рекомендуются для использования в холодных климатических условиях | -54 °C | 100 °C |
80W | Масла с умеренной вязкостью при низких температурах и стабильной вязкостью при высоких температурах, рекомендуются для использования в умеренных климатических условиях | -40 °C | 100 °C |
85W | Масла с высокой вязкостью при низких температурах и стабильной вязкостью при высоких температурах, рекомендуются для использования в теплых климатических условиях | -26 °C | 100 °C |
80 | Масла с умеренной вязкостью при высоких температурах, рекомендуются для использования в умеренных климатических условиях | -26 °C | 100 °C |
85 | Масла с высокой вязкостью при высоких температурах, рекомендуются для использования в теплых климатических условиях | -12 °C | 100 °C |
90 | Масла с высокой вязкостью при высоких температурах, рекомендуются для использования в тяжелых условиях эксплуатации | -12 °C | 100 °C |
Что такое индекс вязкости
Индекс вязкости (VI) трансмиссионного масла — это числовая характеристика способности масла сохранять свою вязкость при изменении температуры. Чем выше индекс вязкости, тем меньше изменение вязкости масла при изменении температуры. Индекс вязкости трансмиссионного масла измеряется по шкале от 0 до 100.
Высокий индекс вязкости указывает на то, что масло имеет стабильную вязкость при широком диапазоне температур. Это важно, так как при низких температурах трансмиссионное масло может слишком сильно загустеть, что затруднит его прокачку и работу, а при высоких температурах масло может разжижаться, что ухудшит его защитные свойства.
Индекс вязкости трансмиссионного масла зависит от состава и присадок масла, поэтому разные масла могут иметь различный индекс вязкости. Например, синтетические масла обычно имеют более высокий индекс вязкости, чем минеральные масла. Важно выбирать трансмиссионное масло с соответствующим индексом вязкости для оптимальной работы трансмиссии при различных температурах.
Какое масло заливать в коробку передач зимой и летом
Выбор масла для коробки передач – дело ответственное, так как от этого зависит не только бесперебойная работа трансмиссии, но и срок эксплуатации самого автомобиля. На этот вопрос не существует точного ответа, и каждый автолюбитель выбирает сам, исходя из своих предпочтений и финансовых возможностей.
Како масло заливать зимой?
В зимний период, когда температура окружающей среды может опускаться ниже нуля, рекомендуется использовать трансмиссионные масла с низкой вязкостью, то есть масла с меньшим значением SAE вязкости, такие как SAE 75W, SAE 80W или SAE 85W. Эти масла легче протекают через систему смазки и могут обеспечить более быстрое и эффективное смазывание при холодных температурах.
Масло в коробку на лето
В летний период, когда температура окружающей среды повышается, рекомендуется использовать трансмиссионные масла с более высокой вязкостью, такие как SAE 80, SAE 90 или SAE 85W-90. Эти масла имеют более высокое значение SAE вязкости и могут обеспечить более надежное смазывание и защиту коробки передач при повышенных температурах.
Какая вязкость лучше?
От вязкости зависит прочность масляной пленки, а также способность трансмиссии справляться с высокой нагрузкой. На практике это означает, что чем выше вязкость масла, тем меньше оно подвержено проскальзыванию и, соответственно, более устойчиво к высоким нагрузкам:
- На рынке существует огромное количество трансмиссионных масел, но для начала следует разобраться, какие из них подходят для конкретной модели автомобиля. И здесь есть одна особенность: многие производители автомобилей, желая избежать проблем с эксплуатацией трансмиссий, ограничивают производителей трансмиссионных жидкостей в выборе вязкости.
- Это делается для того, чтобы в случае возникновения проблем, связанных с трансмиссией, была возможность найти и купить масло той же вязкости, которая залита в автомобиль. В то же время есть производители, которые не ограничивают выбор вязкости трансмиссионной жидкости для своего автопроизводителя.
Инструкция как выбрать правильное трансмиссионное масло
Спецификация автомобиля | Тип масла | Вязкость по SAE | Индекс вязкости | Минимальная температура, °C | Максимальная температура, °C | Дополнительные требования |
---|---|---|---|---|---|---|
API GL-4 | Минеральное | 75W-80 | 150-200 | -40 | +120 | Совместимость с латунью и бронзой |
Синтетическое | 75W-90 | 170-250 | -50 | +150 | Сниженный уровень шума | |
Полусинтетическое | 80W-85 | 150-200 | -40 | +120 | Улучшенная стойкость к окислению | |
API GL-5 | Минеральное | 80W-90 | 150-250 | -26 | +110 | Стойкость к высоким нагрузкам |
Синтетическое | 75W-90 | 180-250 | -50 | +150 | Улучшенная стойкость к окислению | |
Полусинтетическое | 85W-140 | 180-250 | -26 | +110 | Высокая стойкость к износу |
- Определите тип вашей трансмиссии. Это может быть автоматическая трансмиссия, механическая трансмиссия или полуавтоматическая трансмиссия.
- Узнайте требования к маслу от производителя вашей трансмиссии. Эту информацию можно найти в руководстве по эксплуатации или на сайте производителя трансмиссии.
- Определите требования к маслу в соответствии с условиями эксплуатации. Если вы живете в зоне с холодным климатом, то важно выбрать масло с низкой вязкостью, которое лучше подходит для холодных температур. Если вы живете в зоне с жарким климатом, то необходимо выбрать масло с высокой термической стабильностью.
- Учитывайте требования к маслу, связанные с типом топлива, которое вы используете. Некоторые масла несовместимы с некоторыми типами топлива, поэтому убедитесь, что выбранное вами масло совместимо с топливом, которое вы используете.
- Выберите масло с правильным классом вязкости. Как уже упоминалось ранее, класс вязкости определяет, какое масло лучше использовать в зависимости от температурных условий. В таблицах, которые я предоставил ранее, вы можете выбрать подходящий класс вязкости в зависимости от климатических условий.
- Выберите масло с правильным индексом вязкости. Чем выше индекс вязкости, тем лучше масло подходит для использования при разных температурных условиях.
- Убедитесь, что масло соответствует классификации API или другой классификации, используемой производителем вашей трансмиссии.
Условия хранения трансмиссионного масла
Хранение трансмиссионных масел осуществляется в крытых складах с естественной вентиляцией. Температура хранения зависит от вида масла и должна находиться в пределах от –5 до +40 °C. При хранении масла в открытых емкостях или в плохо вентилируемых помещениях может произойти его окисление, поэтому масло следует хранить в хорошо вентилируемых закрытых помещениях.
Совместимость трансмиссионных масел: можно ли смешивать разные трансмиссионные масла между собой
Не рекомендуется смешивать разные марки трансмиссионных масел между собой. Это связано с тем, что разные производители масел могут использовать разные добавки и компоненты, которые могут несовместимо взаимодействовать друг с другом.
Однако, есть случаи, когда смешивание масел допускается. Например, если в автомобиле необходимо долить небольшое количество масла, а точно такой же марки масла нет под рукой, можно долить масло той же марки, но с той же спецификацией. Также, если автомобиль эксплуатируется в тяжелых условиях, то иногда рекомендуется добавлять специальные присадки к маслу, которые могут улучшить его свойства и защитить трансмиссию.
Но в любом случае, если вы не уверены, что можно смешивать разные масла, лучше обратиться к специалистам или производителю масла за консультацией. Они смогут дать более точный ответ в зависимости от конкретных обстоятельств.
Также, не рекомендуется смешивать трансмиссионное масло с моторным или трансмиссионным маслом для автоматических коробок передач. При смешивании разных масел в одной емкости, например, трансмиссионного и моторного, возможно образование эмульсии, которая приведет к загущению масла.
Подробнее, про смешивание трансмиссионных масел.
Рейтинг лучших трансмиссионных масел
Часто задаваемые вопросы
При выборе масла для редуктора заднего моста важно следовать рекомендациям производителя автомобиля, так как каждый производитель может иметь свои требования к маслу в соответствии с конструкцией и работой моста.
Тем не менее, в общем случае для легковых автомобилей наиболее распространенными стандартами являются GL-4 и GL-5. Стандарт GL-4 используется для редукторов, работающих при низких скоростях и несущих небольшие нагрузки, а GL-5 - для более тяжелых нагрузок и высоких скоростей.
Для мостов и раздаточных коробок внедорожников и пикапов часто применяются масла с высоким индексом вязкости и добавками, обеспечивающими защиту от износа и коррозии. Некоторые производители также рекомендуют использовать синтетические масла для улучшения характеристик при эксплуатации в различных условиях.
Минимальный класс жидкостей, которые допустимо использовать в раздаточных коробках, - API GL-3. Масла класса API GL-4 подходят для раздаточных коробок большинства иномарок и всех отечественных автомобилей. Жидкости класса API GL-5 предназначены для гипоидных передач, ведущих мостов и раздаточных коробок современных легковых транспортных средств.