Классификация моторных масел: основы

Одобренные производителем авто марки масел обычно указываются в документации каждой конкретной машины. Пока авто находится на гарантийном обслуживании, вопрос выбора подходящего масла обычно не так интересует собственников. А вот по окончании гарантийного срока выбор подходящего масла становится актуальной проблемой.

Производители не зря дают определенные рекомендации. Ведь неправильно подобранное масло может не только негативно влиять на эксплуатационные характеристики автомобиля, но и значительно укорачивать рабочий ресурс двигателя и приводить к серьезным поломкам.

Чтобы не запутаться в маркировках, следует знать основы базового разделения. По возможности применения для разного типа двигателей выделяют две большие группы:

  • Смазочные составы, предназначенные для бензиновых двигателей. Эта разновидность маркируется буквой S.

  • Смазочные составы, предназначенные для дизельных двигателей. Эта разновидность маркируется буквой С.

Классификация моторных масел по составу

В обширной классификации смазочных жидкостей одно из самых мест занимает разделение в зависимости от состава. Речь идет о составе основы продукта: из чего она получена и каким методом.

В зависимости от специфики химического состава доступно приобрести:

  1. Минеральное масло. Этот вид является прямым продуктом нефтепереработки. Процесс происходит посредством перегонки нефти с последующей очисткой (может производиться кислотным или селективным способом). В итоге получается натуральный продукт, отличающийся демократичной ценой за счет простоты процесса. Минеральная группа отличается способностью формировать стабильную и устойчивую пленку.
  2. Синтетическое масло. Группа базовых масел на основе синтетики и совокупности присадок, придающих готовой смеси определенные свойства. Такие качества позволяют безопасно эксплуатировать двигатель даже в экстремальных условиях (предельные температуры и давление).
  3. Полусинтетические варианты. Полусинтетика выступает промежуточной ступенью между нефтяными и синтетическими смесями и состоят из отдельных компонентов. Полусинтетические смеси вобрали в себя лучшее от минеральных и синтетических составов. Готовый продукт отличается не только превосходными характеристиками, но и доступной ценой.
Алексей Кузнецов
Автомеханик с более чем 15-летним стажем. Алексей отвечает за качество и достоверность публикуемой информации.
Минеральные варианты бережно очищают двигатель от накопившихся отложений и грязи. Однако минеральное масло имеет один существенный недостаток — при низких температурах изменяется показатель вязкости масла. При сильном морозе такой смазочный материал будет излишне густым.
— Алексей Кузнецов Автомеханик с более чем 15-летним стажем. Алексей отвечает за качество и достоверность публикуемой информации.

Классификация моторных масел по вязкости

Один из главных критериев выбора — показатель вязкости. Представляет собой способность смазочного состава сохраняться на поверхности внутренних деталей мотора и без потери номинальной текучести.

Для установки температурного диапазона моторных масел за основу берутся два параметра:

  1. кинематической
  2. динамической вязкости

Кинематическая отражает легкость перемещения масляного состава при конкретной температуре под влиянием силы тяжести в капиллярных трубках.

Динамическая вязкость — более сложный параметр, который отражает изменения вязкости смазочного состава при изменении скорости изменения положения смазываемых элементов.

Динамическая вязкость обратно пропорциональна скорости относительного перемещения деталей : при повышении скорости вязкость уменьшается, и наоборот.

Согласно спецификации SAE (SAE — Society of Automotive Engineers — Американская Ассоциация Автомобильных Инженеров). На канистрах в рамках спецификации указывается специальный индекс. По нему определяется способность масла сохранять оптимальную вязкость при изменении температур.

На основе этой классификации выделяется три группы масел:

Зимняя. Эта группа маркируется SAE 5W.
Летняя. Маркируется SAE 40.
Всесезонная. Маркируется SAE 5W-40.

Классификация моторных масел по SAE (SAE J300)

Главным критерием выбора масла для двигателя является показатель его вязкости и зависимость этой вязкости от изменений температурного диапазона, когда двигатель подвергается максимальным нагрузкам.

Классификация вязкости смазки стандартно определяется действующим общепринятым международным стандартом SAE J300.

В рамках данной классификации все масляные составы делятся на летние и зимние. Каждая группа включает 6 видов масел:

  • Зимние: 0W, 5W, 10W, 15W, 20W, 25W. Буква W является сокращением английского слова wimter — зима.
  • Летняя линейка имеет только цифровое обозначение: 10, 20, 30, 40, 50, 60.
Алексей Кузнецов
Автомеханик с более чем 15-летним стажем. Алексей отвечает за качество и достоверность публикуемой информации.
Для линейки, адаптированной для холодного времени года дополнительно определяются возможности нормальной прокачиваемости масла в холодную погоду. Речь идет о минимальной t, при которой можно осуществить безопасный запуск двигателя.
— Алексей Кузнецов Автомеханик с более чем 15-летним стажем. Алексей отвечает за качество и достоверность публикуемой информации.

Отдельно стоит выделить всесезонную линейку.

Такие масла имеют двойное обозначение, например: SAE 0W-20, 0W-30, 0W-40, 5W-20, и т.д. До дефиса стоит читать обозначение зимней линейки, а после — летней.

С понижением числа перед W снижается вязкость масла при низкой температуре, легче холодный пуск двигателя стартером и лучше прокачиваемость масла по смазочной системе.

Чем выше значение после буквы W, тем выше вязкость масла при высокой температуре. При использовании состава гарантировано эффективное смазывание двигателя в жаркую погоду.

Классификация SAE для трансмиссионных масел

По аналогии с разделением моторных масел, в рамках системы SAE особая классификация согласована и для масел, предназначенных для трансмиссии. Здесь также рассматривается параметр вязкости и его изменения в зависимости от температуры.

SAE в рамках трансмиссионных масел включает следующие позиции:

  • Летние масла: 80, 85, 90, 140 и 260.
  • Зимние масла: 70W, 75W, 80W и 85W.
Алексей Кузнецов
Автомеханик с более чем 15-летним стажем. Алексей отвечает за качество и достоверность публикуемой информации.
В настоящее время смазочные составы обозначаются чаще всего двойным индексом (цифра W-цифра). Если на канистре есть такое обозначение, значит масло можно использовать при любой погоде.
— Алексей Кузнецов Автомеханик с более чем 15-летним стажем. Алексей отвечает за качество и достоверность публикуемой информации.

Расшифровка маркировки моторных масел

Классификация API является стандартной и принятой в большинстве стран мира. На канистрах с маслом можно встретить три характерных знака:

Знак сертификации «Звезда». Составы, отмеченные подобным знаком, соответствуют нормативам по стандартизации и апробации (ILSAC). За критерии соответствия принимаются аспекты защиты моторов и экономичности.
Сервисный знак «Пончик». Название оправдывает изображение. Знак действительно напоминает пончик с кругом в середине. По центру указаны сведения о вязкости по стандартам SAE. В верхней части содержится наименование категории масла (для легковых или грузовых авто, а также микроавтобусов). В нижней части — сведения о сохранении ресурсов или энергии. Эти данные распространяются на составы для бензиновых двигателей. Знак «Пончик» дает сведения об общей экономии топливного ресурса.
Знак сертификации «Щит» говорит о соответствии ILSAC GF-6B (это новая стандартизация моторных масел, которая полностью соответствует современному классу API SP). Этот знак можно увидеть найти на канистрах с маслами вязкости SAE 0W-16.

Классификация моторных масел по API бензиновых двигателей

Группа S адаптирована для любых модификаций двигателей, начиная с 1947 года. Распространяется на двигатели, работающие на бензине.

С 2018 года вступил в действие стандарт спецификации API SN, который позже был дополнен маркировкой Plus.

Соответствие индекса и применимости можно оценить в таблице:

Индекс Возможности применения
SN Рекомендованы для отечественных и зарубежных авто с двигателями моложе 2010 года. Эта группа масел гарантирует надежную защиту не только от износа, но и от коррозии.
SM Масла для авто с двигателям, выпущенными до 2010 года. Также адаптированы для иномарок и отечественных машин. Главная особенность данной группы масел — низкая окислительная способность и минимизация отложений, формирующихся при высокой температуре.
SL Масла, подходящие для моторов до 2004 года. Смеси надежно защищают мотор от температурных отложений и коррозионных процессов.
SJ Разработаны для двигателей, выпущенных до 200 года. Составы обладают повышенной степенью защиты от окисления. Имеют ограничения по применению: не используются для бензиновых двигателей большого объема, выпущенных после 1996 года.
SH Масло для двигателей, выпущенных до 1996 года. Для двигателей, моложе 1996 года, такие составы не применяются, так как не могут обеспечить достаточную очистку от отложений.
SG Модификация SG обладает улучшенной защитой моторов. Они минимизируют процент окисления и образования шлама. Однако состав не подходит для большинства авто, выпущенных после 1996 .
SP Масла для современных двигателей, оборудованных системой впрыска топлива. Тоже самое касается масел с отметкой SN+.

Классификация моторных масел по API для дизельных двигателей

Соответствие индекса и применимости масел для дизельных моторов приведено в таблице:

Индекс Возможности применения
CF-4 Для четырехтактных типов моторов моложе 1990 года.
CF-2 Для двухтактных типов моторов моложе 1994 года.
КГ-4 Для четырехтактных типов моторов моложе 1995 года.
H-4 Для четырехтактных типов моторов моложе 1998 года.
KI-4 Для четырехтактных типов моторов моложе 2002 года.
KI-4 plus Для моторов с 2010-2018 годы.
CJ-4 Введена в 2006 году.
SK-4 введено в 2016 году.
FA-4 Для дизельных моторов с тактовым циклом, соответствующих требованиям по выбросам 2017 года.

API категории TC для двухтактных двигателей

Классификация API распространяется не только на масла, предназначенные для автомобилей, но и для лодочных моторов, а также других категорий специальных транспортных средств и техники.

Двухтактные масла имеют в своем обозначении букву Т (two-stroke):

  • API TD. Масла для подвесных двигателей лодочных моторов двухтактного исполнения.
  • API TC — смеси для двигателей с повышенными требованиями к качеству смазывающего сстава. Сюда относятся мотоциклы, снегоходы, и т.д. Допускается использование вместо классов API TA или TB.
  • API TB. Масла для моторов объемом от 50 кубических сантиметров , подвергающихся предельным нагрузкам на высоких скоростях.
  • API TA. Масла для двигателей в двухтактном исполнении объемом менее 50 кубических сантиметров и системой воздушного охлаждения. Подходит для газонокосилок и прочего оборудования.

API категории EC – энергосберегающие масла

Категория EC распространяется на автобусы, грузовую технику и легковые авто. Составы этой категории благотворно влияют на минимизацию расхода топлива.
Предполагаемая экономия топлива берется с расчетом по отношению к вязкости SAE 20W-30, принятой за эталон:
  1. EC I – до 1,5%.
  2. EC II – до 2,5%.

Раскрыть все свои свойства составы могут только на полностью исправном агрегате, эксплуатируемом в режиме города, экономия в таком режиме может достигать 5%. Улучшить показатель можно и использованием экономичного масла для трансмиссии.

Классификация трансмиссионных масел по API

В ообщепринятой классификации выделено несколько видов масляных смесей для трансмиссии:

  • API GL-1 — составы для спирально-конусных, червячных передач и несинхронизированных механических коробок грузовиков и сельскохозяйственной техники.
  • API GL-2 — отдельный класс для червячных передач, работающих на низких скоростях, но под высокой нагрузкой.
  • GL-3 — составы для спирально-конических передач, работающих в стандартных условиях, а так же конусных и других передач грузовых автомобилей. Не подходят для гипоидных передач. Процент противоизносных присадок не превышает 2,7.
  • GL-4 — масла для гипоидных передач, эксплуатируемых при высокой скорости и низком крутящем моменте. Противоизносные присадки составляют не более 4%.
  • GL-5 — масла для гиперболоидных зубчатых передач, с большой скоростью и малым крутящим моментом. Масла незаменимы в условиях присутсвия ударной нагрузки на зубья шестерен. Количество антифрикционных и противоизносных присадок достигает 6,5%. Такие смеси содежат много серы и фосфора, что обеспечивает повышенную коррозионную активность по отношению к цветным металлам.
  • GL-6 в настоящее время не применяется. Вместо него используют GL-5.

Классификация моторных масел по ILSAC

Аббревиатура ILSAC расшифровывается как International Lubricant Standardization and Approval Committee. Международный консультативный комитет, устанавливающий стандарты качества смазочных составов для легковых авто, топливом для которых служит бензин.

Прохождение составом испытаний сертификации ILSAC подтверждает, что масло относится к энергосберегающим и позволяет снизить расход топлива.

Согласно ILSAC выделено 6 основных видов:

  • GF-3. Масло отвечает повышенным требованиям к экологичности системы выхлопа.
  • GF-4. Разрабаьывается с 2004 года в соответствии с API SМ. Ужесточены требования к содержанию фосфора до 0,08%.

  • GF-5 — действует с 2010 года вместе с API SN.
  • GF-6 — классификация, действующая с 2020 года. В составе этой разновидности содержится еще две подкаткгории: GF-6A и GF-6B.

Классификация моторных масел по ACEA

ACEA — Ассоциация Европейских Производителей Автомобилей действует с 1990 года.

Согласно ACEA существуют следующие классы масел:

  1. A/B – моторные масла для двигателей любого типа применяемого топлива. Сюда также входят категории ACEA, которые были актуальны до 2004 года.
  2. C – моторные масла для двигателей любого типа применяемого топлива. Соответствие требованиям EURO-4.
  3. E – для тяжелонагруженных двигателей, работающих на дизельном топливе.

Классификация моторных масел JASO

JASO — организация по стандартизации, сформированная в Японии, учитывающая особенности эксплуатации японских авто.

Согласно данной классификации предусмотрено 7 классов качества смазочных составов:

DX-1 Современная спецификация на моторные масла для высоконагруженных дизельных двигателей японских автопроизводителей, включающая процедуры испытаний применяемые в США, Европе и Японии.
FA Масла для двухтактных двигателей мотоциклов и других машин (востребованы в развивающихся странах).
FB Масла для двухтактных двигателей мотоциклов и других машин (адаптированы для применения в Японии).
FC Масла для двухтактных двигателей мотоциклов и других машин, бездымное моторное масло (основное масло для японских авто).
FD Масла для двухтактных двигателей мотоциклов и других машин, бездымное моторное масло с улучшенными характеристиками по чистоте двигателя в сравнении с FC.
MA (MA-1 и MA-2) Масла для четырехтактных двигателей мотоциклов. Отличается от MB большим коэффициентом трения. MA-2 отличается бoльшим коэффициентом трения, чем МА-1.
MB Масла для четырехтактных двигателей мотоциклов. Отличается низким коэффициентом трения.