Трансмиссионное масло — это масло, которое используется для смазки и обеспечения работы трансмиссионных узлов. Это смазочная продукция, которая обеспечивает работу деталей и механизмов, находящихся в трансмиссии автомобиля. Трансмиссионные масла могут быть для различных видов трансмиссий и двигателей. В статье мы подробно расскажем о том, какое масло заливать в механическую коробку передач и как его подобрать.
Особенности подбора трансмиссионного масла для механики
Трансмиссионные масла являются расходными материалами, которые используются в автоматических коробках передач (АКПП) и вариаторах (CVT). Эти жидкости выполняют две функции: смазывание трущихся деталей коробки и отвод тепла от них. Таким образом, они обеспечивают надежную работу агрегатов. В процессе эксплуатации автомобиль подвергается значительным нагрузкам:
- Поэтому трансмиссионное масло должно иметь высокую устойчивость к высоким температурам и обладать устойчивостью к окислению.
- Кроме того, оно должно быть совместимо с материалами деталей автомата и валов.
Все эти требования обусловлены тем, что в коробке передач и вариаторе нет масляного насоса, поэтому масло не вытесняется силой давления. Также в этих коробках нет системы охлаждения, а рабочая температура в них может достигать 100–120 °C. При этом смазка должна сохранять вязкость в течение всего срока службы трансмиссии.
Какие требования предъявляют к трансмиссионному маслу
Среди главных требований, которые предъявляются к трансмиссионному маслу, необходимо отметить следующие: сохранение рабочих свойств при контакте с водой и окислителем, сохранение эксплуатационных свойств даже при высоких температурах, способность выдерживать высокие нагрузки, а также высокая стойкость к высокотемпературным нагрузкам. При этом очень важно, чтобы трансмиссионное масло могло сохранять свои эксплуатационные свойства в течение длительного времени, поскольку в процессе работы автомобиля происходит износ деталей трансмиссии.
Трансмиссионные масла для механики требуют особого внимания. Они должны защищать детали трансмиссии от коррозии, обеспечивать их чистоту и предотвращать образование отложений. Кроме того, трансмиссионным маслам необходимо иметь хорошие противозадирные свойства, высокую стойкость к пенообразованию, вязкость при низких температурах и высокую температуру вспышки:
- Еще одним важным требованием является отсутствие вспенивания при работе под нагрузкой и в условиях высоких температур.
- Трансмиссионные жидкости для различных узлов и агрегатов автомобиля должны иметь разные характеристики.
Так, например, в коробки передач заливаются масла, которые обеспечивают плавную работу и бесшумность, а в мосты, карданные валы и редукторы — масла, обеспечивающие надежность работы и длительную эксплуатацию этих узлов. В трансмиссии автомобиля, особенно в автоматических коробках передач, используются масла с противозадирными присадками.
Виды и типы трансмиссионных масел
Смазочные виды для КПП бывают нескольких видов. По составу они подразделяются на:
Классификация SAE | Тип масла | Рабочая температура |
---|---|---|
SAE 70W | Масло для холодных климатических условий | -55°C |
SAE 75W | Масло для холодных климатических условий | -40°C |
SAE 80W | Масло для холодных климатических условий | -26°C |
SAE 85W | Масло для холодных климатических условий | -12°C |
SAE 90 | Летнее трансмиссионное масло | — |
SAE 140, SAE 250 | Летнее масло для специального применения | — |
SAE 75W-90 | Всесезонное трансмиссионное масло | — |
SAE 75W-140 | Всесезонное трансмиссионное масло | — |
SAE 80W-90 | Всесезонное трансмиссионное масло | — |
SAE 85W-140 | Всесезонное/летнее трансмиссионное масло | — |
Как расшифровать маркировку трансмиссионного масла
Маркировка трансмиссионного масла является очень важной, так как указывает на основные характеристики и назначение смазочных материалов, а также на их совместимость с другими типами масел.
Маркировка трансмиссионного масла по SAE
Состоит из нескольких букв и цифр, каждый из которых имеет свой смысл. Обычно маркировка выглядит так: «SAE XWY-ZZ», где:
- SAE — обозначение стандарта американской инженерной ассоциации;
- X — первая цифра, обозначающая вязкость масла при низкой температуре (чем меньше цифра, тем меньше вязкость);
- Y — буква W, указывающая на то, что масло предназначено для использования в холодный период года (winter);
- W — вторая цифра, обозначающая вязкость масла при высокой температуре (чем больше цифра, тем больше вязкость);
- ZZ — индекс качества, который может быть различным для разных производителей масла.
Например, маркировка SAE 75W-90 означает, что масло имеет вязкость 75 при низкой температуре, соответствует зимнему типу масел, и вязкость 90 при высокой температуре. Такое масло подходит для использования во всех климатических условиях, идеально подходит для трансмиссий автомобилей с передним или задним приводом.
Маркировка трансмиссионного масла по API
Класс масла | Описание | Применение |
---|---|---|
API GL-1 | Масла для старых конструкций | Устаревшие конструкции |
API GL-2 | Масла для старых конструкций | Устаревшие конструкции |
API GL-3 | Смазки для трансмиссий под незначительными нагрузками | Трансмиссии с низкой нагрузкой |
API GL-3+ | Улучшенная версия GL-3 с более высокими требованиями | Трансмиссии со средней нагрузкой |
API GL-4 | Наиболее распространенные масла для высоконагруженных механических коробок передач легковых автомобилей | Высоконагруженные механические коробки передач легковых автомобилей |
API GL-4+ (GL-4/5) | Универсальная версия масел GL-4 с улучшенными противозадирными свойствами | Переднеприводные трансмиссии |
API GL-5 | Масла для повышенных нагрузок, содержащие усиленный пакет присадок | Мосты с гипоидными передачами |
API GL-6 | Масла для тяжелых грузовиков, ведущих мостов и высоконагруженных конических редукторов | Тяжелые грузовики, ведущие мосты и высоконагруженные конические редукторы |
Какие периоды замены трансмиссионного масла в МКПП
Замена трансмиссионного масла должна осуществляться регулярно, для этого необходимо знать, через сколько километров пробега менять масло в коробке передач. В основном, замена масла в коробке переключения передач осуществляется каждые 100 тысяч километров пробега:
- Если вы проживаете в условиях средней полосы России или другого холодного климата, то замена может производиться чаще.
- Для того чтобы определить, что масло пришло в негодность, необходимо провести его анализ. При проведении анализа, масло помещается в стеклянную емкость и переливается в чистую. После этого, необходимо произвести анализ на наличие в нем посторонних частиц и примесей.
Можно ли смешивать трансмиссионные масла
Трансмиссионные масла можно смешивать при условии, что их составы полностью совпадают. Это происходит, когда в состав трансмиссионного масла входят специальные присадки, а также при наличии на упаковке одного и того же названия или торговой марки.
Однако если в состав масла входит большое количество специальных присадок, то смешение двух масел с различными присадками может привести к нежелательным последствиям. Лучше всего смешивать масла, которые применяются для одинаковых узлов и агрегатов автомобиля. Смешивание масел, предназначенных для коробок передач, мостов и дифференциалов, не рекомендуется.
В этом случае в коробку передач будет поступать больше масла, чем необходимо, а в дифференциал – меньше. При этом масло, поступающее в коробку, частично будет направляться в картер дифференциала, что может привести к выходу его из строя. Кроме того, смешивание трансмиссионных масел разных марок приводит к изменению их свойств.